www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Политология (базовый курс) (М.Ю. Зеленков) arrow 2. Теории элит
2. Теории элит

2. Теории элит

   В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности Конфуцием, Платоном, Макиавелли и др.
   Однако первые научно разработанные концепции элит были предложены только в конце ХК - начале ХХ века.
   Основу развития теории элит положила макиавеллистская школа - любому обществу присуща элитарность. Эту школу называют макиавеллистской, поскольку именно Н.Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу общества, стал рассматривать ее не как область должного и воображаемого, а как политическую реальность, как практику. Обобщенно содержание теорий представителей макиавеллистской школы (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс) можно представить следующим образом: в основе элитарности лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных; элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами; массы признают право элиты на власть; элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. В то же время каждый из перечисленных ученых имел и свой взгляд на происхождение элиты.
   Г.Моска для обозначения элиты использовал определение «политический класс» и считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. В работе «Основы политической науки» он изложил две тенденции в развитии политического класса: аристократическая (проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически) и демократическая (выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев). Г.Моска сформулировал три качества, открывающие доступ в политический класс: «военную доблесть, богатство, священство» (т.е. священнослужители). Меньшее значение он придавал научным знаниям, умению их практически применять. Доминирующим критерием для отбора в политический класс называлась способность управлять, предполагающая знание национального характера и ментальности народа, опыт управления. В. Парето исходил из того, что миром во все времена должно править избранное меньшинство, которое может удерживаться у власти частично силой, а частично благодаря согласию со стороны большей части подчиненного класса. Различия по существу заключаются в пропорциях силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты искусно владеть методами манипулирования чувствами и эмоциями. Однако умения убеждать подчас оказывается недостаточным для сохранения власти. Поэтому элита должна уметь вовремя применять силу.
   В.Парето пояснял, что все социальные преобразования определяются «циркуляцией элит», т.е. системой «обмена» людьми между двумя группами - элитой и остальным населением. Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток «лучших», «достойных». Кроме того, циркуляция элит влечет за собой циркуляцию идей. Это происходит лишь в том случае, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции. Полностью замкнутая элита превращается в касту, утрачивает способность управлять и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть.
   В. Парето выделял два главных типа элит: «львы» и «лисы». Для «львов» характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита «львов», обычно застойно. «Лисы» - мастера обмана, политических комбинаций. Элита «лис» динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.
   Р.Михельс особо выделял организаторские способности и организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Создание крупных организаций неизменно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов.
   Таким образом, макиавеллистская школа внесла значительный вклад в развитие политической науки. В дальнейшем концепция эли- тизма нашла и новых сторонников, и критиков. Противники идеи элитизма указывали на ее несовместимость с идеями демократии и самоуправления, критиковали за игнорирование способности масс влиять на власть, за излишний психологизм в интерпретации мотивов политического поведения и оснований политического неравенства в обществе. Последователи концепции элитизма углубляли и развивали сформулированные классами теории, основные положения в новых социальных условиях.
   Теория элит прошла длительный путь эволюции, в ходе которой рассматривались проблемы о соотношении элиты и демократии, элит и социальной справедливости. Сегодня политология наравне с теориями представителей макиавеллистской школы оперирует и другими теориями.
   Теория элитной демократии (Р.Даль, СЛипсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия посредством свободных выборов. Американский политолог Дж.Шумптер определял демократию как политическую систему, в которой масса, выбирая между конкурирующими элитами, в определенной мере влияет на политику. Таким образом, само демократическое правление получает элитарную структуру.
   Ценностные теории (В.Ропке) - элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
   Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен) - элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция делает возможным контроль со стороны масс.
   Леволиберальные концепции (Р.Миллс) - общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.
   Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:
   - глобальный, мессианский характер политической элиты и ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму;
   - всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.;
   - происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту;
   - приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом;
   - жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений.
   Таким образом, согласно рассмотренных теорий, под элитой в политологии понимаются: лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В.Парето); харизматические личности (М. Вебер); лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу; наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г.Моска); люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению; лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре); люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (ГЛассуэл); лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

 
< Пред.   След. >