www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Национальная экономика (А.П. Градов) arrow Толкование термина «национальная»
Толкование термина «национальная»

Толкование термина «национальная»

   Существуют два подхода к определению нации (от лат. natio — народ): 1) исторически сложившаяся форма общности людей; 2) страна, государство.
   История экономической мысли дает основание считать, что подход экономистов к понятию «нация» постепенно изменялся. Так, если у Д. Рикардо нация определяется как географическое пространство, обладающее естественными факторами, почвами с неравномерным плодородием, определяющим характер экономической деятельности (Португалия производит вина, Великобритания — ткани), то у С. Милля нация — это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами. По определению Ф. Перру, нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения.
   Р. Барр дает более сложное и, как представляется, в большей степени соответствующее контексту нашего курса определение понятия «нация» как экономической категории, то есть — экономическую концепцию нации (Барр Р., 1994):
   - нация — это центр экономической деятельности, различающейся по своей природе (сельское хозяйство, промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные и другие предприятия), по своему характеру (капиталистические, некапиталистические и пр.), по условиям деятельности (конкуренция, монополия и др.);
   - нация — это центр сил, значение и влияние которого выходят за рамки географического и политического пространств;
   - нация — это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим, духовным причинам.
   Эти характерные черты экономической концепции нации, изложенной Р. Барром, весьма близки исторической концепции нации, выдвинутой гениальным русским историком В. О. Ключевским.
   В полном курсе лекций по русской истории В. О. Ключевский, анализируя процесс формирования нации, пишет: «Я говорю не об известных антропологических расах — белой, темно-коричневой, коричневой и прочих, происхождение которых, во всяком случае, нельзя объяснить только местными физическими влияниями; я разумею те преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей среды и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом. Так и внешняя природа наблюдается в исторической жизни как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 16). И далее: «Род через нарождение разрастался в племя, генетическая связь которого выражалась в единстве языка, в общих обычаях и преданиях, а из племени или племен посредством разделения, соединения и ассимиляции составлялся народ, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная, сознание духовного единства, воспитание общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения» (там же, с. 18).
   Таким образом, нация (государство) как историческая, так и экономическая категория, представляет собой составную часть мира, обладающую специфическим экономическими, геополитическими и духовными свойствами, отличающими ее от других наций, и вызывающую необходимость во взаимодействии с ними.

 
< Пред.   След. >