www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XVIII века (О.Б. Лебедева) arrow Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)
Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)

   Говорение как драматическое действие в комедии “Бригадир” — Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии “Недоросль” — Жанровые традиции сатиры и оды в комедии “Недоросль” — Проблема жанрового своеобразия комедии “Недоросль”
   Если Сумароков писал свои трагедии главным образом для того, чтобы внушить монархам должные представления об их монаршем нравственном облике и общественной позиции, а комедиями пытался расправиться со своими литературными недругами и личными врагами; если Лукин обратил внимание на русские нравы и склонил на них западноевропейские комедийные сюжеты дабы искоренить порок из сердец сограждан, а также внушить им понятия о добродетели, то в комедии Д. И. Фонвизина “Бригадир” (1769), при всей сатирической остроте этого текста, все же не заметно никакой посторонней цели.
   Скорее, “Бригадир”, в любви его автора к выразительному и изобразительному слову, обнаруживает больше чисто эстетический интерес к национальному быту, нравам, характерам, образу мыслей, жизни и способам словесного выражения смыслов — тому, что современники Фонвизина называли “нашими нравами”, а мы, пожалуй, можем назвать ментальностью.
   В этом отношении “Бригадир” действительно поднимается над традицией, но отнюдь не вопреки, а благодаря этой традиции стал возможен подобный эффект. И то принципиальное новшество, которое заставляет интерпретаторов “Бригадира” отрывать эту комедию от творчества фонвизинских предшественников [1], — это сам способ организации эмпирического бытового и словесного материала жизни в концептуальную модель русского мира, который в драме вообще называется драматическим действием.

• Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир»
• Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»
• Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
• Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»

 
< Пред.   След. >