www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XVIII века (О.Б. Лебедева) arrow Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина (1743—1816)
Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина (1743—1816)

Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина (1743—1816)

   Контрастность и конкретность образно-стилевых структур в лирике Державина 1779-1783 гг. — Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде “Фелица” — Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790—1800 гг. — Эмпирический человек в “домашней” поэзии. Бытописательные мотивы лирики — Человек в контексте социальных связей. Сатира Державина — Человек — современник своей исторической эпохи. Батальная лирика — “Тайна национальности”. Анакреонтическая поэзия — Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах
   Определяя место Державина в русской поэзии, Белинский совершенно точно соотнес с его творчеством тот момент развития русской поэзии XVIII в., когда окончательно и бесповоротно прекратилась эстетическая актуальность ломоносовско-сумароковской поэтической школы, и тот перелом эстетических критериев литературного творчества, который уже дал знать о себе в публицистической прозе, стихотворном и прозаическом эпосе и драматургии, распространился на область лирической поэзии: “Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской”; “С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. <...> Державин <...> чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства” [1].
   Именно в творчестве Державина лирика обрела, наконец, свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самоцельной. Во всех формах литературного творчества, перечисленных выше, этот перелом осуществлялся на основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов, и поэзия Державина в этом смысле отнюдь не была исключением.
   Державин не создал новой нормы поэтического языка в том смысле, как это сделал Ломоносов, вооруживший русскую поэзию твердыми представлениями о метрике, строфике, сочетаемости окончаний и рифм, стилевых нормах словоупотребления (заметим, что без этих представлений и Державин как поэт был бы невозможен). Державин не создал и своей литературной школы, как это сделали Ломоносов и Сумароков: державинский поэтический стиль навсегда остался уникальным явлением в русской поэзии. Но в этом своеобразном поэтическом языке наметилась сфера некоей содержательной и эстетической общезначимости, без которой после Державина русская поэзия уже не смогла обходиться так же, как без силлабо-тонических принципов стихосложения, выработанных в индивидуальном ломоносовском поэтическом стиле. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Если Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы — так сказать, тело, оболочку, то Державин вдохнул в нее живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.

• Контрастность и конкретность образно-стилевых структур в лирике Державина 1779—1783 гг.
• Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица»
• Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790—1800 гг.
• Эмпирический человек в «домашней» поэзии. Бытописательные мотивы лирики
• Человек в контексте социальных связей. Сатира Державина
• Человек — современник своей исторической эпохи. Батальная лирика
• «Тайна национальности». Анакреонтическая поэзия
• Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах

 
< Пред.   След. >