www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XVIII века (О.Б. Лебедева) arrow Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826)
Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826)

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826)

   Повествование в “Письмах русского путешественника”: очерковый, публицистический, художественный аспекты как прообраз романной структуры — Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции “автор — герой” — Поэтика и эстетика сентиментализма в повести “Бедная Лиза” — Эволюция жанра исторической повести: от “Натальи, боярской дочери” и “Марфе-посаднице” — Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: “Остров Борнгольм” — Поэтика романного повествования в “Рыцаре нашего времени”
   Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии — созданию 12-томной “Истории Государства Российского”. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.
   Влияние Карамзина на своих литературных современников и ближайшее вслед за ним поколение писателей было огромным. Жуковский, Батюшков, Пушкин, арзамасцы, прозаики 1830-х гг., Гоголь — все они прошли литературную школу Карамзина, признавали испытанное ими влияние Карамзина. И для поколения великих романистов второй половины XIX в. карамзинское творчество продолжало оставаться живым эстетическим фактом: в романе “Бесы” Достоевский, сам в своем раннем творчестве находившийся под сильным влиянием карамзинской художественной прозы [1], изобразил Тургенева под именем Кармазинова, засвидетельствовав тем самым актуальность карамзинской традиции и для поздней русской литературы XIX в.
   И все современники, и литературные потомки, начиная с Белинского, означившего именем Карамзина допушкинский период русской литературы, видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Так же, как имя Сумарокова стало синонимом понятия “русский классицизм”, имя Карамзина неразрывно связано с понятием “русский сентиментализм”. В этом смысле год рождения Карамзина-сентименталиста (1766) символичен: Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу.
   С именем и творчеством Карамзина связана окончательная переориентация русского эстетического сознания на новые принципы литературного творчества, новый тип амбивалентных связей между литературой и жизнью, новый характер взаимоотношений между писателем и читателем, новый тип восприятия художественного текста читательским сознанием. В творчестве Карамзина русская литература нового времени сделалась по преимуществу искусством, изящной словесностью, а не формой выражения идеологических тезисов или публицистических деклараций. Именно Карамзин заложил основы русской литературы нового времени как искусства художественного слова и сформировал своими текстами нового читателя, руководствующегося эстетическими критериями в восприятии художественных текстов.

• Повествование в «Письмах русского путешественника»: очерковый, публицистический, художественный аспекты как прообраз романной структуры
• Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор — герой»
• Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
• Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» и «Марфе-посаднице»
• Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»
• Поэтика романного повествования в «Рыцаре нашего времени»

 
< Пред.   След. >