www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Духовный кризис Тургенева. “Призраки”, “Довольно!”
Духовный кризис Тургенева. “Призраки”, “Довольно!”

Духовный кризис Тургенева. “Призраки”, “Довольно!”

   После публикации “Отцов и детей” начинается кризисная полоса в жизни Тургенева. Его, призывавшего к духовному примирению и социальной консолидации, объявили своим врагом как консерваторы, обвинив в потворстве бунтующей молодежи, так и молодые радикалы, обвинявшие его, в свою очередь, в идейном консерватизме и обтекаемости политической позиции. Кризис усугублялся также событиями начала 1860-х годов, когда, после обнародования манифеста об отмене крепостного права, в ответ на угрозы со стороны радикалов, ждавших массового возмущения крестьян и призывавших к “отрублению” “миллионов” помещичьих голов, правительство ответило суровыми репрессиями (наряду с прочими был арестован Чернышевский), заставившими вспомнить о, казалось бы, навсегда отошедшей в прошлое николаевской эпохе. Кризисными настроениями пропитаны написанные в те годы два небольших произведения Тургенева: повесть “Призраки” (1864) и лирико-философский этюд “Довольно!” (1865). В первой фантастический сюжет – ночные полеты безымянного героя с таинственной, бесплотной девушкой Эллис по разным странам и эпохам – достаточно прозрачно выражает мысль автора о бесперспективности движения Истории, в которой вечно – и в древности, и в современности – сталкиваются две одинаково жестокие силы: сила государственного давления и сила разрушительного бунта “низов”; и в Риме времен Цезаря, и в России времен Разина, и в “сегодняшних” Париже и Петербурге люди продолжают лить кровь и уничтожать друг друга, и никто не в состоянии прекратить эту бессмысленную вселенскую бойню. В “Довольно!”, написанном от лица “художника”, Тургенев сначала провозглашает верховенство “чистого” искусства с его нетленной и независящей от злобы дня красотой над любыми политическими доктринами, включая и либеральные, всегда ведущими, как это видится ему теперь, только к насилию, крови и пошлости, а потом и само искусство, последнее утешение человека на этой земле, объявляет тленным, преходящим и бессильным противостоять всепожирающей смерти, с равным безразличием уничтожающей и “драгоценнейшие строки Софокла”, и “божественный лик фидиасовского Юпитера”. Шопенгауэровская Вечность опять повернулась к писателю своей темной и страшной стороной. “Призраки” и “Довольно!” – высшая точка и апофеоз тургеневского пессимизма.

 
< Пред.   След. >