www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Последний период творчества: “Таинственные” повести, стихотворения в прозе
Последний период творчества: “Таинственные” повести, стихотворения в прозе

Последний период творчества: “Таинственные” повести, стихотворения в прозе

   Основным жанром тургеневского творчества позднего периода (1870-е – начало 1880-х годов) становится так называемая “таинственная” повесть – новый тип повести (отчасти предсказанный в “Призраках”), сюжет которой в большинстве случаев представляет собой рассказ о вторжении в обыденную, повседневную жизнь каких-либо необычных, таинственных, сверхъестественных сил, неподвластных человеческому разуму, фатально-неотвратимых и, как правило, разрушительным образом действующих на судьбу подпавшего под их влияние человека. Человек как бессильная жертва слепой игры Мировой Воли – эта излюбленная тема позднего Тургенева на разные лады варьируется в таких “таинственных” повестях, как “Собака” (1864) и “Рассказ отца Алексея” (1877), где мистическая жуть, через которую говорит Неведомое, предстает в восприятии простых людей, мещанина и сельского священника; “Сон” (1877), где череда ирреальных событий, напоминающих сновидение, постепенно складывается в историю о трагической предопределенности судьбы человека его наследственностью и тайной рождения; “Песнь торжествующей любви” (1881) и “После смерти (Клара Милич)” (1883), где вновь, в который уже раз у Тургенева, тема зависимости от Судьбы переплетается с темой неодолимого чувственного зова, противиться которому – выше человеческих сил.
   Тогда же, на рубеже 1870-1880-х годов Тургенев создает цикл “Стихотворения в прозе”, который стал итогом и завершением всего его творческого пути и одновременно лебединой песней автора. Цикл состоит из лирических миниатюр, тематика которых воспроизводит главные темы тургеневских произведений прошлых лет. Мотивы и образы “Записок охотника” узнаются в стихотворениях “Деревня”, “Два богача”, “Щи”, “Христос”, “Сфинкс”, рассказывающих о духовном богатстве, непостижимой душевной глубине и загадочности русского крестьянского характера. Знакомая по “любовным” повестям и романам тема разрушительной чувственной и просветляющей жертвенной любви присутствует в стихотворениях “Роза”, “Как хороши, как свежи были розы…”, “Стой!”, “Воробей”, “Памяти Ю. П. Вревской”. Историческая линия романов прослеживается в стихотворениях, посвященных сложным взаимоотношениям народа и интеллигенции, судьбе и дальнейшим путям развития России: “Чернорабочий и белоручка”, “Порог”, “Русский язык”. Особую и самую многочисленную группу в цикле составляют стихотворения пессимистического характера, продолжающие шопенгауэровскую линию тургеневских романов и развивающие как тематически, так и эстетически (ирреальные образы “иного мира”, поэтика сновидения и т. д.) мотивы “таинственных” повестей; к ним относятся “Разговор”, “Старуха”, “Собака”, “Конец света”, “Черепа”, “Насекомое” и др.
   Поэтика романтизма, всегда сосуществовавшая в тургеневских произведениях с “программной” для середины XIX в. реалистической поэтикой, однако никогда не заслонявшая ее собой, в “таинственных” повестях и “Стихотворениях в прозе” меняет свое эстетическое “место” и выходит на первый план, становясь структурообразующей основой произведений. Художественные новации позднего Тургенева, непонятые и непринятые большинством его современников, в действительности есть характерная черта и примета уже в это время начинающей складываться новой общеевропейской стилистической парадигмы, которая, противопоставив себя бытовому и эмпирическому реализму как бесплодному и отживающему стилю, будет широко черпать из сокровищницы романтической эстетики и на рубеже XIX–XX вв. войдет в историю под названием стиля модерн.

Основные понятия

   Байронический герой, драматическая поэма, западник-либерал, западничество, идейная концепция, идеологический ракурс, историческая тематика, лирико-философский этюд, лирическая миниатюра, любовная повесть, натуральная школа, нигилизм, очерковый цикл, повесть – “элегия”, реалистическая эстетика, романтизм, руссоизм, славянофильство, стихотворение в прозе, “таинственная” повесть, “тургеневская девушка”, чистое искусство, шопенгауэровский пессимизм.

Вопросы и задания

   1. Каково отношение Тургенева-реалиста к романтической традиции? Какие элементы романтической эстетики включены в реалистическую систему писателя?
   2. Какие принципы натуральной школы получили отражение в очерковом цикле Тургенева “Записки охотника”?
   3. Каково соотношение идеологического и художественного начал в цикле “Записки охотника”?
   4. В чем существо тургеневской концепции любви? Как последняя отразилась в цикле любовных повестей писателя?
   5. Какие этапы русской истории нашли свое художественное воплощение в романах Тургенева?
   6. С какими “вечными образами” мировой литературы соотносятся главные герои тургеневских романов “Рудин”, “Накануне”, “Отцы и дети”?
   7. Охарактеризуйте основные жанровые особенности тургеневских романов.
   8. Каково соотношение любовной и историко-идеологической проблематики в романах Тургенева?
   9. Каков идейно-художественный смысл использования фантастического элемента в “таинственных” повестях писателя?
   10. Охарактеризуйте жанровое своеобразие “Стихотворений в прозе” Тургенева.

Литература

   Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
   Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972.
   Бялый Г. Тургенев и русский реализм // Бялый Г. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
   Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. М., 1982.
   Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.
   Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). Л., 1985.
   Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000.
   Топоров В. Н. Странный Тургенев. М., 1998.

 
< Пред.   След. >