www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Глава 8. И. А. Гончаров (1812–1891)
Глава 8. И. А. Гончаров (1812–1891)

Глава 8. И. А. Гончаров (1812–1891)

   Иван Александрович Гончаров – автор знаменитой трилогии (“Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”), книги “Фрегат Паллада”, критических статей и других произведений, один из самых крупных писателей среди великих реалистов XIX в.
   И. А. Гончаров вступил на писательское поприще в переломные для отечественной литературы 1840-е годы, когда нескончаемый поток лирической поэзии резко пошел на убыль и ведущее место на журнальных подмостках заняла ее величество Проза. Заняла, чтобы всю вторую половину XIX в. уже не уступать своего лидерства. “Роман и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии, – писал В. Г. Белинский в обзоре “Взгляд на русскую литературу 1847 года”. – В них заключилась вся изящная литература – так что всякое другое произведение кажется при них чем-то исключительным и случайным”. Наступление “прозаического” века оценивалось современниками неоднозначно. С одной стороны, в плане собственно художественном роман и повесть обещали обогатить русскую литературу новыми формами реалистического изображения человека и действительности. “В них, – отмечал в том же обзоре Белинский, – лучше, удобнее, нежели в каком-нибудь другом роде поэзии, вымысел сливается с действительностью, художественное изобретение смешивается с простым, лишь бы верным, списыванием с натуры. <…> Это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии; в нем талант чувствует себя безгранично свободным”. С другой стороны, в плане смены культурных ценностей закат “поэтического века” таил в себе грозное предвестие грядущего торжества “прозаического”, т. е. приземленного, откровенно потребительского взгляда на жизнь. У всех на памяти еще свежо было горькое открытие Н. В. Гоголя: “Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить во что бы то ни стало другого, отомстить за пренебреженье, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь ”. С легкой руки Гоголя основной приметой современной литературы становится исследование не столько индивидуально-конкретных, неповторимо-личностных качеств человека, сколько “типовых”, стандартных свойств характера, отвечающих усредненным, обусловленным приличиями сословного и должностного круга общения поведенческим стереотипам. Собственно, Гоголь в драматургии и в прозе запечатлел (средствами гротеска прежде всего) эту трагедию перерождения живой человеческой индивидуальности в безликий “социальный тип”, в “бесплатное приложение” чина и звания.
   Прозаики 1840-х годов, и среди них Гончаров, не могли не учитывать этих художественных прозрений их старшего современника. Именно через обостренный интерес к проблеме типического в литературе, к соотношению в литературном характере “общего и особенного”, исторически закономерного и случайного, к упорядочению и художественной классификации “типов” и созданию на этой основе объективной картины действительности, равной по достоверности “научной”, и проходила, как известно, магистральная линия художественных экспериментов в русской прозе 1840-х годов. Она привела к созданию “натуральной школы”, в лоне эстетических установок которой и проходило становление таланта Гончарова.

И. А. Гончаров и принципы “Натуральной школы”. Роман “Обыкновенная история”
“Обыкновенная история”
Роман “Обломов” как центральная часть романной трилогии
“Обрыв” как заключительная часть романной трилогии Гончарова
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература

 
< Пред.   След. >