www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Творчество в 1830-1850-е годы
Творчество в 1830-1850-е годы

Творчество в 1830-1850-е годы

   В 1832 г. писатель знакомится с Н. В. Гоголем. Это событие во многом способствовало развитию его прозаического дара. В 1834 г. в свет вышел рассказ “Буран”, с которого начинается отсчет нового этапа творчества С. Т. Аксакова, – этапа, который вывел писателя из ряда второстепенных литераторов. Самые значительные его работы появились лишь в 1840-1850-е годы. Это “Записки об уженьи рыбы” (1847), “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), “Рассказы и воспоминания охотника” (1855), “Семейная хроника и воспоминания” (1856) (отрывки из этого произведения печатались раньше – в 1846 г.), “Детские годы Багрова-внука” (1858).
   “Записки об уженьи рыбы”, “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии”, “Рассказы и воспоминания охотника” свидетельствовали о появлении в русской литературе нового типа художника, который органично связан с миром природы, не только знает этот мир с научной точностью, но и воспроизводит его с высоким художественным мастерством и поэтичностью. “Всякая опытность и наблюдения человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей, разделяющих его любовь к тому же предмету”, – писал С. Т. Аксаков. “Натуральная история рыб”, описанная в “Записках об уженьи…”, была и остается интересной как кабинетному ученому, так и читателю, для которого важна эстетическая сторона произведения. Каждая главка “Записок” заключает в себе своеобразный художественный портрет рыб. Ерш, как отмечает писатель, обладает темно-синими глазами, он “пестрый, кроме брюшка, но пестринка какого-то темноватого, неопределенного цвета”, “весь блестит зеленовато-золотистым лоском, особенно щеки”. Создает С. Т. Аксаков и своеобразную картину нравов рыб, отмечая, например, что хитрость щук доходит до “неразумного излишества”. Подобные принципы положены и в основу охотничьих рассказов писателя. Тургенев отмечал, что Аксаков “смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей; он наблюдает умно, добросовестно, тонко; он только хочет узнать, увидеть. А перед таким взором природа раскрывается и дает ему “заглянуть” в себя. Оттого, вы будете смеяться, но я вас уверяю, что когда я прочел, например, статью о тетереве, мне, право, показалось, что лучше тетерева жить невозможно… Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал нам г. Аксаков”.
   Мир природы в произведениях Аксакова самостоятелен, писатель не ставит его в зависимость от мира человека, не подчиняет человеку, не соотносит явления природы и внутренней жизни человека, что было весьма характерно для большинства русских писателей и поэтов. “Записки об уженьи рыбы”, “Записки ружейного охотника” С. Т. Аксакова и другие его охотничьи рассказы обнаруживают в авторе особый тип художественного мышления, основная черта которого может быть определена как природность. Авторское сознание в этих сочинениях как будто не вычленено из природы. Природа не только художественный объект, но форма мышления, бытия. Она и анализируется, и диктует свои способы выражения, свой угол зрения”.

 
< Пред.   След. >