www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Творчество 1840-х годов
Творчество 1840-х годов

Творчество 1840-х годов

   “Как хотите, а есть в моей судьбе что-то трагическое”, – характеризовал Щедрин свою биографию. Детство, проведенные в Пошехонье, и молодые годы “были свидетелями самого разгара крепостного права, которое, по утверждению М. Е. Салтыкова-Щедрина, было губительно для всех сословий. Проявившийся еще в годы жизни в родительской вотчине протест против любых форм порабощения станет основой демократических убеждений писателя. Другой мощный импульс из детства, предопределивший многие мировоззренческие и творческие константы, – впечатление от “страстного чтения” Нового Завета. Оно порождало размышления после священных библейских слов о равенстве и человеколюбии. “…Возбужденная мысль невольно переносилась к конкретной действительности, в девичью, в застольную, где задыхались десятки поруганных и замученных человеческих существ”. “Униженные и оскорбленные встали… осиянные светом”.
   В 1838 г., как один из лучших учеников пансиона Московского Дворянского института, М. Салтыков был переведен для обучения на казенный счет в Царскосельский лицей, где готовили высокопоставленных чиновников. “Рассадником министров” назовет впоследствии лицей Салтыков-Щедрин, но лучшими преподавателями лицея поддерживались некоторые традиции, связанные с именем Пушкина. В лицее началось формирование будущего писателя, которое не было прервано и чиновничьей службой в канцелярии военного министерства, куда в 1844 г. был определен Салтыков.
   Дебют М. Салтыкова как прозаика не вполне удался. Повесть “Противоречия” (1847 г.), в которой отразились актуальные философские споры, была довольно слабой в художественном отношении. Главный герой повести, рефлектирующий Нагибин – идеалист, трактующий гегелевский тезис “Все действительное разумно” для оправдания своей позиции безвольного созерцателя. Новаторство произведения сказалось в началах реалистической типизации и экзистенциальной проблематике: судить о человеке не “по публичным отношениям”, а заглянув в “самую темную сферу – на задний двор его жизни, где тянется она, бледная и вялая, час за часом…”
   Середина сороковых – время мощного духовного роста писателя. Будущий сатирик испытал влияние колоссальной личности В. Г. Белинского, статьи которого мощно воздействовали на литературное и идейное взросление Салтыкова. Взращенная Белинским “натуральная школа” стала для молодого писателя реальной литературной школой, а затем и направлением, к которому он примкнул. Салтыков сближается с литературным критиком В. Н. Майковым. Из кружка социалиста-утописта М. В. Петрашевского он выносит представление о возможной общественной гармонии, о “золотом веке”, “который не позади, а впереди нас”, а спустя полтора десятилетия в статье 1863 г. определенно выразит серьезные сомнения в попытках фурьеристов “втискивать человечество в какие-то новые формы, к которым не привела его сама жизнь”. Сомнения, возникшие в пору юности, заставили М. Е. Салтыкова прекратить посещение “пятниц” Петрашевского в 1847 г., но до конца дней писатель не растерял обретенную тогда веру в “новую жизнь”, пафос беззаветной борьбы за нее.
   1848 год стал для Салтыкова годом первой литературной удачи и первого правительственного удара: революционные события во Франции вызвали “профилактические” репрессивные меры российского самодержавия, а публикация “Запутанного дела” дала повод применить их к молодому автору.
   “Запутанное дело” (1848 г.) продолжает традицию повестей о бедном чиновнике. Как и в повестях Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского (“Шинель” 1837 г., “Бедные люди”, 1845 г.) главный герой второй повести М. Е. Салтыкова Мичулин – человек крайне бедный, доведенный нищетой и бесправием до отчаяния. Не случайно ему снится сон, где он видит себя почти придавленным огромной пирамидой из человеческих существ, этажи которой образуют разные сословия. Образ этот был заимствован молодым автором у социалиста-утописта Сен-Симона. Но само использование гротеска в повести (как и специфической фразеологии) стало первым шагом в формировании оригинальной иносказательной манеры зрелого сатирика, его индивидуального стиля, основанного на вторичной условности.
   По словам поэта и критика П. А. Плетнева, в повести “ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных” (хотя иронический пафос повести направлен и в адрес псевдосвободомыслия либеральной молодежи). По велению Николая I в апреле 1848 г. Салтыков был сослан в Вятку, где с 1850 г. он служил в должности советника губернского правления. Ссылка обогатила его уникальным знанием российской действительности, укрепила убеждения: именно в Вятке Салтыков окончательно формируется как сторонник крестьянского демократизма.
   Период “укрощения, стушевки и акклиматизирования” (так иронично писатель называл вынужденное привыкание к суровым условиям ссыльной жизни) закончился уже после смерти Николая I. В Петербург Салтыков возвратился в январе 1856 г.

 
< Пред.   След. >