www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow Художественно-публицистические циклы периода “Отечественных записок”
Художественно-публицистические циклы периода “Отечественных записок”

Художественно-публицистические циклы периода “Отечественных записок”

   В общественно-политической жизни России ощущался откат реформ и преобразований. Волна репрессивных мер самодержавия обрушилась и на журналистику. После запрещения в 1866 г. “Современника” Н. А. Некрасову удалось возглавить редакцию журнала “Отечественные записки” (1867). М. Е. Салтыков в сентябре 1868 г. становится ее членом и активным автором обновленного издания. Он нес невероятно трудное в тех условиях журнальное дело “не только мужественно, но и доблестно”. Эти слова Н. А. Некрасова, а также его стихотворение, посвященное М. Е. Салтыкову “О нашей родине унылой…”, – свидетельства товарищеских уз, связывающих двух подлинных патриотов и народолюбцев. После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыков стал ответственным редактором “Отечественных записок”, привлек к сотрудничеству в журнале (где уже публиковались А. Н. Островский, Г. И. Успенский и даже Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой) молодые таланты: В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, поэта С. Я. Надсона.
   На страницах “Отечественных записок” в полной мере проявился оригинальный публицистический и художественный талант Салтыкова. Здесь публикуются циклы рассказов и очерков “Признаки времени” (1868), “Письма о провинции” (1868), “Господа ташкентцы” (1869–1872), “Дневник Провинциала в Петербурге” (1872–1873), “Благонамеренные речи” (1872–1876), “В среде умеренности и аккуратности” (18741877), “Убежище Монрепо” (1878–1879), “Письма к тетеньке” (1881–1882).
   Сатирик, блестящими образными ходами обезоруживая свирепствовавшую цензуру, разоблачал, развенчивал, клеймил и уничтожал вполне определенных носителей общественного зла, конкретные, известные всем порядки, установления и нравы.
   Выразительное название цикла “Помпадуры и помпадурши” (1863–1874) – не название цикла художественных портретов персонажей французской истории XVII в. Под именем “помпадур” писатель вывел типичного для пореформенной России администратора-сажодура, администратора-дурака, отличающегося тупым самодовольством, глупостью, стремлением во что бы то ни стало чему бы то ни было препятствовать. Главное назначение “целой корпорации” людей в России, говорит Салтыков, – “принятие прекратительных мер без всяких к нему поводов”, главное побуждение – “чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадурам прав и преимуществ”.
   В этом цикле губернаторы и другие сановные лица самодержавно-бюрократической России, пользующиеся неконтролируемой властью, – образы с точки зрения психологизма мало индивидуализированные. Салтыков создает не характер, а своего рода “матрицу”. Так, многие персонажи похожи друг на друга пустотой мыслей, шелухой слов. Отличаются они, как сказано в одном из рассказов, “лишь более или менее густым шитьем на воротниках и рукавах” (имеются в виду внешние, точнее, всего лишь форменные различия высокопоставленных чиновников).
   Салтыков прослеживает эволюцию бюрократических типов на протяжении 10 лет: от дореформенных служак времен правления Николая I до “помпадура борьбы” с его “подавительным” усердием, обострившимся во время свертывания правительственного либерализма, и утопического “единственного” помпадура, пришедшего к мысли, что “самая лучшая администрация заключается в отсутствии таковой”. Художественная типология власть предержащих будет углубляться в дальнейшем творчестве сатирика.
   В условиях цензурной и политической несвободы русский писатель вынужден был создать целую систему “рабьего” языка, требующего от читателя работы мысли и воображения. Так, за словами “Новый помпадур” был малый молодой и совсем отчаянный… Любимейшие его выражения были: “фюить!” и “куда Макар телят не гонял” скрывались бессмысленные и жестокие репрессии самодержавия, ссылка непокорных. Полный скрытого смысла, острых политических намеков виртуозно-иносказательный образный строй речи М. Е. Салтыкова-Щедрина традиционно определяется терминологическим словосочетанием эзопов язык.
   Художественно-публицистические циклы М. Е. Салтыкова-Щедрина моделировали особую эстетическую реальность, соотносящуюся с современной Россией и превосходящую ее: многие мотивы и образы придавали ей новые временные и пространственные измерения (легендарно-историческое, утопическое) и качество универсальных психологических обобщений.

 
< Пред.   След. >