www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы (Под. ред. В.И. Коровина) arrow После закрытия “Отечественных записок”. “Сказки” и последние романы
После закрытия “Отечественных записок”. “Сказки” и последние романы

После закрытия “Отечественных записок”. “Сказки” и последние романы

   Тяжело пережив запрещение в 1884 г. “Отечественных записок”, Салтыков не сдается, печатается в умеренно-либеральных изданиях, демонстрируя блестящие возможности эзопова языка. Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”. С позиции революционного просветительства он исследует и представляет современную Россию в гротескных, аллегорических или символических образах. Их истоки – в устном народном творчестве.
   Начало сказочному циклу положили созданные еще в 1869 г. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть” и “Дикий помещик”. Но в начале восьмидесятых – в годы правления Александра III – писателю потребовался едва ли не весь арсенал фольклорных сказочных образов.
   Пришедшие из сказок о животных зоологические персонажи, как никакие другие, выражали суть социально-классовых противоречий. “Медведь на воеводстве”, “Бедный волк”, “Орел-меценат” – верхи общества явлены здесь в их хищной, агрессивной природе, опасной для просвещения, прогресса и самой жизни. Писатель новаторски переосмысливает сказочные типы; сюжеты его сказок также далеко отходят от сюжетов фольклорных. Так, в сказке “Медведь на воеводстве” медведь превращается в наместника, самовластно управляющего краем. В традиционном образе неуклюжего и недалекого медведя подчеркивается его звериное, скотское нутро, образ наполняется злободневным содержанием. Топтыгин I “предпочитал блеск кровопролитий”, Топтыгин II, замыслив “блестящие злодейства”, мечтал разорить типографию или, по крайней мере, университет, академию. Топтыгин III уважал злодейства “натуральные” и пустил жизнь леса на самотек. Масштаб реалистической типизации здесь столь широк, что читатель мог видеть в образах горе-воевод российских самодержцев, а в мужиках, учинивших над ними расправу, – восставший народ.
   Самые разные социально-психологические типы современности нашли яркое воплощение в образах животных: охранители существующего порядка (“Вяленая вобла”) и обыватели, запуганные реакцией (“Премудрый пескарь”, “Здравомыслящий заяц”), прекраснодушная интеллигенция, возлагающая напрасные надежды на правительство (“Карась-идеалист”), наконец, русский мужик, терпеливый и надеющийся на власть (“Коняга” и “Ворон-челобитчик”).
   Образы волшебных сказок не менее часты в сказочном цикле сатирика. Сказка “Богатырь” основана на популярном в фольклоре сюжете противостояния дурака Иванушки и сказочной нечисти. Актуальный новаторский смысл ему придает идея о ложной, мифической “силе” прогнившей власти, которую достаточно “перешибить кулаком”. В сказке “Дурак” нарисован идеальный представитель русской нации: герой живет только ради других, инстинктивно стремится созидать добро. Небольшая по объему сказка “Дурак” неожиданно сближается с крупным романом Ф. М. Достоевского “Идиот” и рассказом-сказкой Н. С. Лескова “Дурачок”. Сходные названия символично воплощают сходные авторские концепции, основанные на евангельской идее о блаженстве нищих духом, т. е. смиренных, и православном представлении о благости самоотречения. “Но было в его судьбе нечто непреодолимое, что фаталистически влекло его к самоуничижению и самопожертвованию” – такова емкая характеристика щедринского дурака. В персонаже другой “Рождественской сказки” Сереже Русланцеве сочетаются христианские ценности и зреющие убеждения борца за справедливость: “Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!”
   Однако ни революционно-демократические иллюзии, ни христианские утопии о скором преображении народной жизни не были свойственны скептически настроенному сатирику. Народ в основной массе темен, забит, рабски покорен. И эта покорность сродни самоуничтожению (“Самоотверженный заяц”).
   Народ “привышен” (привычен) к каторжной юдоли. Этот мотив определяет идейное содержание “Коняги” – одной из лучших сказок Салтыкова-Щедрина. Эпическая широта художественного пространства сочетается с масштабным изображением жизни угнетаемого, но бессмертного Коняги. Образэтот не труден для перевода с эзопова языка – писатель запечатлел русский народ с его бесправием, тяжким трудом и – неистощимыми силами. Пустоплясы – аллегорическое изображение высших сословий, демагогов-политиков, лишь на словах заботящихся о народной доле.
   Мощное влияние “Сказок для детей изрядного возраста” заключалось не в публицистическом назидании, а в силе образного, эстетического внушения.
   “Сказки” писателя имеют глубокий общечеловеческий смысл. Их художественный потенциал не утрачен и в современном нам мире.
   В последних произведениях – очерках “Мелочи жизни” и романе “Пошехонская старина” – настоящее и прошедшее предстают как художественная картина русского мира с его страшными пороками и неисчислимыми достоинствами.
   В романе “Пошехонская старина” в художественном синтезе соединилось автобиографическое с социальным, семейное с историческим. Типизирующая, обобщающая сила дарования Салтыкова-Щедрина проявилась в этом произведении в полном объеме”. Здесь воссоздана картина жизни крепостнического общества и в деревне, и в городах, хозяйственная деятельность, быт и воспитание провинциального дворянства. В произведении отсутствуют характерные приемы сатиры, и этим оно резко выделяется из всего зрелого творчества писателя. В жанровом отношении “Пошехонская старина” ассоциируется с романом-воспитанием. Книга осталась незавершенной из-за смерти автора.
   В целом творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина обогатило русскую культуру желчной сатирой, доходящей до сарказма, трагически-мрачными социально-психологическими типами; оно несло собою истинно народное миропонимание, гражданские идеалы и христианские ценности.

Основные понятия

   Реалистическая сатира, историзм, цикл, фантастика, гротеск, библейские мотивы, фольклорные традиции.

Вопросы и задания

   1. Дайте общую характеристику принципов реалистической сатиры, проявившихся в сатирических циклах М. Е. Салтыкова-Шедрина.
   2. Охарактеризуйте принципы художественного историзма Салтыкова, проявившиеся в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Шедрина.
   3. Назовите различные приемы стилизации и пародирования в “Истории одного города”, а также повествовательные “маски” автора. Зачем автор прибегает к ним?
   4. Охарактеризуйте приемы художественной сатирической обрисовки градоначальников и глуповцев.
   5. Охарактеризуйте социально-исторический, психологический и религиозно-нравственный планы проблематики романа “Господа Головлевы”.
   6. Назовите библейские мотивы, актуализированные в поэтике романа “Господа Головлевы”.
   7. Почему образ Иудушки считается открытием общечеловеческого масштаба? Охарактеризуйте приемы создания образа Иудушки.
   8. Напишите реферат на тему “Иудушка Головлев” – новый социально-психологический тип в русской литературе: генезис, мотивация, национальное и общечеловеческое в образе”.
   9. Напишите реферат на тему “Стилистическая роль гиперболы и гротеска в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина”.
   10. Напишите небольшое исследование на тему “Дворянское гнездо в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” в контексте образных воплощений дворянских поместий (например, от Тургенева до Чехова)”.
   11. Напишите реферат на тему “Фольклорные традиции в сказках М. Е. Салтыкова-Шедрина”.
   12. Напишите небольшое исследование на тему “Идеальные народные характеры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина”.

Литература

   Базанова В. “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.
   Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.
   Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.
   Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995.
   Кирпотин В. Я. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1955.
   Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875–1889. М., 1989.
   Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина жизни. 1960-е – 1970-е гг. М, 1984.
   Макашин С. А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860-х годов. М., 1972.
   Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
   Николаев Д. П. “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971.
   Паклина Л. Я. Искусство иносказательной речи: Эзоповское слово в художественной литературе и публицистике. Саратов, 1971.
   Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.
   Салтыков-Шедрин в воспоминаниях современников. М., 1975. Т. 1–2.
   Турков А. М. Ваш суровый Друг. Повесть о М. Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988.

 
< Пред.