www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Введение в политическую науку (К.С. Гаджиев) arrow 12.9. Понятие политической парадигмы
12.9. Понятие политической парадигмы

12.9. Понятие политической парадигмы

   Еще Сенека сказал, что нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань плывет.
   Точно так же для любой цивилизации характерны свой идеал, присущая только ей или лежащая в ее основе центральная, осевая идея. Когда эта идея или идеал подвергается эрозии или подрывается, цивилизация обречена на гибель. Касаясь вопроса о том, что всякий строй и всякое движение, сколь разрушительными и бессмысленными, истинными или ложными они ни были, всегда опираются на сверхличные духовные силы. Л. С.Франк писал:
   Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число "праведников"(в субъективном смысле слова), которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно ему служат
   Люди, живущие в единых социо- и политико-культурном пространствах и измерениях, нуждаются в некоем комплексе общих для всех них ценностей, норм, установок и т.д., которые в совокупности обеспечивают modus vivendi всех членов общества. Этот комплекс, определяющий содержание и направленное? общественного сознания, общественнополитической мысли, поведения и т.д., можно назвать парадигмой. Парадигма — это Не просто та или иная социально-философская теория, идейно-политическое течение или учение, а фундаментальная картина мира включающая в себя комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском и т.д., это комплекс, составляющий инфраструктуру важнейших концепций, теорий, ценностей, установок идейных течений данного исторического периода. Парадигма суть модель законной общественно-политической системы, форм целей и средств ее существования.Человек как представитель определенной исторической эпохи имеет свои особые личностные параметры и характеристики. Именно через них он воспринимает остальных членов общества как своих современников, партнеров по совместной жизни. Эти параметры и характеристики соответствующим образом интегрируются в общественно-политическую парадигму. Главное предназначение парадигмы — интерпретация значимых для субъекта реалий социальной действительности, их оценка и ориентация в этой действительности. Парадигма формируется и существует в системе реальных общественных отношений, приобретая в определенной степени функции регулятора и координатора деятельности людей. Воспроизведение внешней действительности (как природной, так и общественной) в сознании субъекта, будь то отдельный индивид, отдельная социальная группа или же общество в целом, осуществляется в процессе сопоставления непосредственно воспринимаемого чувственного образа с основными параметрами парадигмы, уже сложившейся у познающего субъекта в процессе его социализации. Каждая эпоха вырабатывает собственную, характерную только для нее парадигму. Здесь как нельзя лучше подходит постулат Щпенглера, который гласит:
   Нет вечных истин. Каждая философия есть выражение своего и только своего времени, и нет двух эпох, которые имели бы одинаковые философские устремления, если мы только говорим о настоящей философии, а не о каких- нибудь академических общих местах, различие не в том, вечно или нет данное явление, а в том, жизненное ли это учение на некоторое время или мертворожденное. Суть в том, какой человек нашел в нем свой образ.
   Следует отметить, что смена парадигм случается крайне редко, при действительно широкомасштабных, судьбоносных сдвитах в общественно-историческом бытии, эрозии и постепенном истощении господствующей системы ценностей, норм, идеалов.
   Великая трансформация, приведшая к формированию капитализма, имела своим следствием возникновение и утверждение новой системы миропонимания и мировидения, которая буквально перевернула все представления о человеке, обществе, государстве, об их сущности и взаимоотношениях. Все принципы» ценности, установки, в более или менее законченном виде оформившиеся в конце XVIII — первых десятилетиях XIX в. и составившие основу этого миропонимания, прошли длительный путь эволюции и претерпели определенные изменения. Характер и направление этих изменений общеизвестны, и в той мере, в какой это необходимо, они рассматриваются в главах, посвященных отдельным идейно-политическим течениям. Здесь укажем лишь, что размежевание основных социальных и политических сил по идейнополитическому, социально-философскому, идеологическому признакам с точки зрения политической стратегии этих сил шло в целом в рамках основополагающей парадигмы, которая на каждом из этапов развития современного индустриального общества подвергалась существенным трансформациям. (Об этом более подробно см. [16].) Такое размежевание, как правило, выражается в существовании ряда идейно-политических течений и направлений, отличающихся друг от друга по трактовке роли в политическом процессе отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов, их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, тому, какое место и роль отводятся ими основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.), предлагаемым ими программам и средствам решения стоящих перед обществом проблем и т. д.
   Важной составной частью политической философии является методология, представляющая собой определенный способ видения и организации исследования. Концептуальный и идейный арсеналы методологии, в совокупности составляющие общий подход к решению стоящих перед политической наукой проблем, базируется на мировоззренческих постулатах, разрабатываемых в политической философии. Поскольку методология включает в себя Различные методы и приемы исследования и анализа, а также проверки и оценки их результатов, весь комплекс связанных с ней опросов будет рассмотрен в специальной главе.

Вопросы и задания для самопроверки

   1. Когда и в силу каких факторов возникла политическая философия?
   2. Можно ли античных и средневековых мыслителей называть основателями политической философии?
   3. Каковы основные предпосылки и необходимые условия возникновения политической философии?
   4. Каковы основные этапы формирования и эволюции политической философии?
   5. Кого именно по праву можно назвать основателями политической философии?
   6. Назовите основные работы, в которых эта проблематика рассматривается.
   7. Что понимается под политической философией? Назовите ее сущностные характеристики.
   8. Каково соотношение политической философии с собственно философией и политической наукой? Каково ее соотношение с политической теорией и идеологией?
   9. Какие подразделы политической философии вы можете назвать?

 
< Пред.   След. >