www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Общая социология. Конспект лекций (М.Ю. Горбунова) arrow ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии
ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии

ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии

1. Понятие культуры
2. Понятие материальной и нематериальной культур
3. Социологический подход к изучению культуры
4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры
5. Элементы культуры
6. Функции культуры
7. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

1. Понятие культуры

   Культура — многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
   Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
   Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.
   Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:
   1) по субъекту ( носителю культуры ) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;
   2) по функциональной роли — на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);
   3) по генезису — на народную и элитарную;
   4) по видам — на материальную и духовную;
   5) по характеру — на религиозную и светскую.

2. Понятие материальной и нематериальной культур

   Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
   Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.
   Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

3. Социологический подход к изучению культуры

   Цель социологического исследования культуры — установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.
   Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:
   1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;
   2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;
   3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;
   4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;
   5) игровой: культура — игра, где принято играть по своим правилам;
   6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;
   7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.

4. Основные теоретические подходы в исследовании культуры

   Функционализм. Представители — Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун.
   Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры — характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем — самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
   Символизм. Представители — Т. Парсонс, К. Гирц.
   Элементы культуры — это прежде всего символы, посредую- щие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).
   Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.

5. Элементы культуры

   Язык — знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
   Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
   Ценности — это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).
   Различают ценности:
   1) терминальные (ценности цели);
   2) инструментальные (ценности средства).
   Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:
   1) смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
   2) универсальные ценности:
   а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);
   б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
   в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);
   г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);
   3) партикулярные ценности (частные):
   а) привязанность к малой родине, семье;
   б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.).
   В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
   Нормы допустимых действий. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:
   1) формализованные правила (все, что официально записано);
   2) правила морали (связаны с представлениями людей);
   3) образцы поведения (мода).
   Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
   Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения — это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.
   Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
   В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором — с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
   Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой — позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
   Обряды, обычаи и традиции. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
   Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай — неписаные правила поведения.
   Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

6. Функции культуры

   Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
   Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.
   Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
   Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

7. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

   Культурные универсалии. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
   1) совместный труд;
   2) спорт;
   3) образование;
   4) наличие ритуалов;
   5) системы родства;
   6) правила взаимодействия полов;
   7) язык.
   Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток — Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
   Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
   Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.
   Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.
   Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры обусловлено определенными предпосылками:
   1) прогрессирующим процессом демократизации (уничтожение сословий);
   2) индустриализацией и связанной с ней урбанизацией (увеличивается плотность контактов);
   3) прогрессирующим развитием средств коммуникации (потребностью совместной деятельности и отдыха).
   Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным
   социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
   Этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм и релятивизм — это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.
   Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
   Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных — «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».
   Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие.
   Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры.
   Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

 
< Пред.   След. >