www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Основы социологии и политологии (П.Д. Павленок, Е.В. Куканова) arrow § 2. Общество как социальный организм и его признаки
§ 2. Общество как социальный организм и его признаки

§ 2. Общество как социальный организм и его признаки

   В истории философской, исторической и социологической мысли понятие общества трактовалось по-разному. Однако во всех концепциях общество характеризовалось (с большей или меньшей степенью точности) как совокупность, соединение, сообщество людей, как отношения, которые складываются между людьми, объединенными в различные социальные и другие группы, и отношения между ними, т. е. за важнейший критерий принимались общественные отношения как сугубо специфические, особенные, отличающиеся от всех других систем материального мира. Такой подход привел к пониманию общества как особого организма — социального организма.
   В процессе становления социологии особенно важно было показать отличие общества как социального организма от биологического, ибо общество представлено специфическим своим компонентом — личностью как органическим биопсихосоциальным целым.
   В наследии классиков социологии мы находим немало рассуждений на эту тему. Особенно интересными и полезными представляются суждения английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820—1903). Выдвинутый (им и другими классиками) тезис о том, что общество представляет собой особый, социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ на протяжении многих веков и тысячелетий своего существования.
   Отмечая сущностные признаки общества, следует учитывать его трактовку как в широком, шки в узком смысле (определенные этапы развития человеческого общества, их функционирование в отдельных странах).
   В качестве основных признаков общества можно отметить автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность. Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей означает, что общество может нормально функционировать, когда в нем воспроизводится весь комплекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями). При этом главными здесь выступают отношения по воспроизводству процессов общественного производства в самом широком его толковании (как материальных, так и духовных), а также воспроизводство самого человека. Интегрированность и целостность общества означает органическое объединение всех его частей (элементов, компонентов) в нечто единое, целое, единый социальный организм, внутреннее единство общества, относительную автономность, независимость от окружающей среды.
   Целеполагание предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности. В конечном счете это связано с существованием общества, его функционированием и развитием, реализацией разнообразных потребностей людей.
   Функциональность применительно к обществу (и в социологическом плане) означает определение и реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к целому — обществу, например, функции государства, семьи и т. д. в обществе. Интеграция и выполнение различных ролей, в конечном счете, обусловливает целостность и существование общества как единого социального организма. О системности и структурности общества речь пойдет в следующем параграфе главы.
   Для характеристики общества как сообщества людей и их взаимосвязей, отношений очень важной является категория потребностей, отражающая фундаментальные жизненные устои общества. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. Потребности классифицируются по сферам деятельности (потребности в труде, познании, общении, отдыхе); по объекту они делятся на материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли — на доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту — на индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
   Важно также деление потребностей на производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д.
   По признаку происхождения потребности делят на естественные (биогенные), или первичные, и социогенные, или вторичные. К первой группе относятся потребности в самосохранении (пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.), ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знании, саморазвитии; в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, т. е. потребности, созданные обществом. Однако следует иметь в виду, что и первичные потребности человека, в отличие от животных, носят общественный (а не только биологический) характер. Это связано с тем, что они в значительной степени связаны с деятельностью человека, опосредствуются общественным производством, обществом. Именно общество определяет конкретные формы проявления и удовлетворения первичных, естественных потребностей. Задачей социологии является изучение прежде всего социальных потребностей людей (потребностей в общении, самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении). В то же время социология изучает и социальные аспекты вторичных потребностей, их взаимосвязи с социальными потребностями. Выявление сущности и разновидности потребностей в социологии, их знание и учет являются важнейшим фактором в реализации задач социальной работы. Это объясняется тем, что главная цель ее социальной работы — удовлетворение потребностей, интересов людей, решение их социальных проблем.
   Исследуя общество в различных пространственных и временных рамках, социология в целях выявления его сущности и конкретизации содержания выделяет, в зависимости от оснований классификации, различные типы обществ, например: общества дописьменные и письменные (основание такого выделения — наличие или отсутствие письменности), общества охотников, скотоводов, земледельцев (основание — главные орудия и средства добывания пищи), доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества (основание выделения — степень развития индустриального производства). Современное общество с учетом важности информации называют также информационным. Не утратило своего значения и деление обществ в зависимости от сущности и характера способа производства материальной и духовной жизни: на первобытно-общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и коммунистические (социалистические).
   Учет типа общества имеет важнейшее значение и в общесоциологических исследованиях, и в конкретно-эмпирическом изучении тех или иных общественных явлений и процессов, тех или иных сторон жизнедеятельности людей, решении задач их социальной защиты, оказания помощи и поддержки.

 
< Пред.   След. >