www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Основы социологии и политологии (П.Д. Павленок, Е.В. Куканова) arrow § 2. Социальные институты
§ 2. Социальные институты

§ 2. Социальные институты

   Во второй главе уже отмечалось, что одним из важнейших элементов общества как социальной системы являются социальные институты. Термин «институт» имеет множество значений. Происходит от латинского institutum, что означает установление, устройство. В социологии, в соответствии с ее объектом и предметом, пользуются понятиями «социальный институт», «социальные институты». Социальные институты представляют собой элементы социальной структуры общества, трактуемой в самом широком смысле этого слова (см. гл. 3), исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, иначе, социальных связей, отношений между ними. К числу социальных институтов относят определенную совокупность учреждений, соответствующую социальной структуре в широком смысле слова; совокупность социальных норм и культурных образцов, предопределяющих устойчивые формы социального поведения и действия; систему поведения в соответствии с этими нормами. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, функциями, которые обеспечивают (должны обеспечивать) достижение такой цели, а также набором социальных статусов и ролей, свойственных данному институту. Социальные институты возникают в обществе для удовлетворения тех или иных потребностей. При этом следует иметь в виду непреходящий (долговечный) и преходящий (недолговечный) их характер. К первым относятся такие традиционные институты, как семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. К числу других можно отнести ныне изживший себя институт XVIII—XIX вв. дворянских дуэлей чести либо институт кровной мести (бытующий еще у ряда народов и родоплеменных объединений).
   Процесс образования социального института требует времени и включает несколько последовательных этапов. Дмитриев А. В. выделяет следующие этапы образования социальных институтов: 1) возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которое осуществляется вначале методом проб и ошибок; 4) выработка процедур, связанных с нормами и правилами; 5) принятие законов, а также необходимых санкций для их поддержания; 6) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов того или иного института. Многообразие общественной жизни обусловливает и разнообразие социальных институтов. Главным основанием их классификации выступают сферы общественной жизни, виды общественных отношений, разнообразие связей между людьми. В связи с этим можно выделить: а) экономические социальные институты — разделение труда, собственность, обмен, деньги, банки, разного рода хозяйственные объединения и т. д.; б) политические социальные институты — государства, партии, общественные организации и объединения, армия, суд и т. д.; в) институты родства, брака и семьи; г) институты в духовной сфере — моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение и др.; социальные институты в сфере культуры. Выделяют также религиозные социальные институты. Некоторые авторы в качестве специфического социального института, наиболее сложного, объемного, многоаспектного и многогранного, рассматривают само общество. При этом они выделяют следующие фундаментальные функции, включающие совокупность потребностей, необходимых для поддержания его целостности: 1) коммуникация между членами общества; 2) производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества; 3) распределение этих товаров и услуг; 4) защита членов общества от внешних и внутренних врагов, стихийных бедствий (пожаров, землетрясений, наводнений, оползней); 5) демографическое воспроизводство; 6) контроль за поведением членов общества; 7) разрешение конфликтов между ними.
   Этот всеобъемлющий социальный институт порождает все другие социальные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. В конечном счете в рамках этих институтов удовлетворяются потребности как всего общества, так и отдельных его сфер и структур.
   Охарактеризуем некоторые из социальных институтов с учетом специфики специализации студентов (учащихся) — социальной работы (см. также Приложения по социологии и политологии). Брак — исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. По процедуре брачной церемонии различают брак гражданский и церковный, а также фактический (супружеские отношения не оформлены в установленном законом порядке). С точки зрения структуры браки делятся на моногамные (страны Европы и Америки) и полигамные (некоторые страны Азии и Африки).
   В практике социальной работы учет и знание брачного состояния человека имеет очень важное значение (проблема одиночек, неполных семей и т. д.).
   Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. Долгое время роль денег играли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот). Постепенно эта роль перешла к благородным металлам (золото, серебро), наилучшим образом отвечающим требованиям данного товара. Деньги выполняют функции меры стоимости, средства накопления, обращения, платежа, показателя дохода, заработной платы работников и т. д.
   Коммуникация социальная — передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: 1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 2) сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; 3) канал — средство передачи информации; 4) получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
   Культура — в широком смысле — все, что создано или создается в обществе в процессе человеческой деятельности. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т. д.). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, политическая, правовая и т. д.). Формы культуры: 1) элитарная (культура привилегированной части общества — изящное искусство, классическая музыка и литература); 2) народная (мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, создаются анонимными творцами; любительское творчество, фольклор); 3) массовая, или общедоступная (появилась в середине XX в. благодаря средствам массовой информации; например, популярная и эстрадная музыка). Культура подразделяется на субкультуру и контркультуру. Субкультура — это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые присущи большой социальной группе (молодежная, субкультура пожилых, профессиональная и криминальная, национальных меньшинств и т. д.). Субкультура группы отличается от доминирующей культуры (культура большинства членов общества), отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манеры поведения, причесок, одежды, обычаев. Контркультура противостоит доминирующей культуре, отрицает господствующие ценности. Мораль — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, рассматриваемые с точки зрения отношения людей друг к другу и к общностям (коллективам, классам, народам, обществу в целом). Мораль включает как идеологическую сторону (моральное сознание), так и практическую (моральное отношение). В отличие от права мораль не опирается на принуждение со стороны государства. Она поддерживается общественным мнением и обычно соблюдается в силу убеждения. По мере развития человеческого общества мораль постоянно совершенствовалась, все более наполняясь гуманизмом. Мораль отражает интересы различных классов, групп, слоев. Вместе с тем мораль различных субъектов может включать общечеловеческие принципы, нормы, правила. Мораль как правило поведения, моральное сознание, моральные отношения играет важнейшую роль при взаимодействии социальных работников с клиентами, в реализации социальной защищенности людей.
   Разделение труда — 1) общественное — дифференциация и сосуществование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия, управление и т. д.); 2) техническое — расчленение определенного труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными людьми в пределах мастерской (мануфактуры), фабрики, какой-либо организации. Общественное и техническое разделение труда взаимосвязаны, хотя и различны по происхождению и характеру; 3) территориальное и международное — специализация производства в пределах одной страны и между странами.
   К. Маркс характеризовал также разделение общественного производства на его крупные роды (земледелие, промышленность, транспорт и т. д.) как общее разделение труда, распадение этих производств на виды и подвиды (например, разделение промышленности на отдельные отрасли) — как частичное разделение труда, разделение труда внутри предприятия — как еди- ничное.
   Разделение труда тесно связано с социальной структурой общества и социальной мобильностью (социальными перемещениями).
   Социализация — процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей. Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание. Выделяют три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетру- довая.
   Социализацию можно подразделить на первичную и вторичную. Первичная касается непосредственного окружения человека, т. е. родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей, тренеров и т. д. Вторичная социализация осуществляется опосредованным, формальным окружением, воздействием учреждений и социальных институтов. Первичная социализация играет большую роль на ранних этапах жизни человека, вторичная — на поздних.
   Церковь — 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: разработанная догматическая и культовая система; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовые верующие); 2) здание для отправления христианского религиозного культа с помещением для молящихся и алтарем.
   Социальная работа также может быть рассмотрена как социальный институт общества, окончательно сложившийся, инсти- туционированный на рубеже XIX—XX вв., приобретший современные черты во второй половине XX — начале XXI в.
   Социальная работа — это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
   Социальная работа представляет собой социальную систему, поскольку элементный состав ее — люди (клиенты и социальные работники), а также возникающие между ними отношения. Она является системой, поскольку отражает (реализует) отношения между такими ее компонентами, как объекты (социально уязвимые группы населения, различные сферы жизнедеятельности социальной направленности), субъекты (социальные учреждения, практические социономы, преподаватели и исследователи), содержание и средства (телефон доверия, деловые связи, приемы психотерапии и т. д.), управление, функции и цели.
   В качестве функций (основных направлений) социальной работы можно назвать: социальную диагностику; социальную профилактику; социальный надзор; социальную терапию; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальное страхование; социальную опеку; социальное попечительство. Социальной работе как социальному институту присущ целый ряд принципов и методов, которые можно обозначить как сложившиеся правовые и моральные обычаи, традиции, нормы взаимоотношений между объектами и субъектами социальной работы, получившими отражение (законодательное и практическое) в управлении этим институтом общества. Так, к числу принципов социальной работы относят, в частности, принципы гуманизма, альтруизма, эмпатии (сочувствования), доверия, дифференцированного подхода, посредничества, соблюдения конфиденциальности в работе, адресности.
   Методы социальной работы также многообразны. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские и др.); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, социальной службой, органом управления социальной работой). В последние годы все многообразие методов, приемов, способов социальной работы объединяется под общим названием «технологии социальной работы».

 
< Пред.   След. >