www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Основы социологии и политологии (П.Д. Павленок, Е.В. Куканова) arrow § 1. Понятие и типы личности
§ 1. Понятие и типы личности

§ 1. Понятие и типы личности

   Прежде чем говорить о личности, необходимо проанализировать более общее, широкое и родовое понятие — «человек».
   Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека — его способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и интересов.
   Человек по своей природе является целостным биосоциальным (можно сказать также, биопсихосоциальным) существом, в котором биологическое и социальное (включая и психологическую компоненту) находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.
   Совокупность социально значимых качеств человека образует понятие «личность».
   Человеку присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования.
   Человек является предметом изучения различных областей знания. Так, экономические науки изучают его как производителя материальных благ, социально-политические и другие научные направления — как производителя духовных благ, ценностей, как политического деятеля. Психология интересуется психологической компонентой человека, а медицина и другие естественные науки — его биологической системой.
   В то же время при изучении социальных аспектов жизни человека учитываются биологические факторы (в том числе в социальной работе — социально-медицинская работа), а при изучении биологического, природного в человеке — его социальная сущность.
   На уровне же социологического анализа рассматриваются функциональные отношения человека с социальными и другими группами и общностями, организациями, с социальной системой в целом.
   Социология как наука об обществе, рассматривая человека, тесно взаимодействует, в первую очередь, с другими гуманитарными, общественными науками: социальной философией, антропологией, психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей, экономикой. В частности следует отметить важное методологическое значение социальной философии. Объясняется это тем, что.философия изучает человека в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, закономерность его развития как биологического, природного и социального существа.
   В этом ей (и социологии) помогает антропология, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, примитивных традиционных систем.
   Только социализируясь, т. е. приобретая общественные, социальные качества, человек становится личностью. Попадая же в среду животных он превращается в «маугли», человекоподобное животное.
   Итак, что же такое личность?
   Личность трактуется в двух смыслах. Во-первых, личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида1 как члена человеческого общества, той или иной общности, группы. Во-вторых, под личностью понимают индивидуального носителя указанных черт, свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.
   Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально-типических, необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности.
   Таким образом, выстраивается логическая цепочка: человек — личность (как деиндивидуализированные социальные качества человека) — социальный индивид — индивидуальность.
   В социологии личность рассматривается на двух (макро- и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором — как исполнитель конкретной социальной роли.
   На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек» и т. д.). Именно на такого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, милиционер (полицейский), боец спецназа, спасатель и т. д.
   Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство (или значительная часть) данного общества, той или иной общности (например, тип торгового человека, получающего доход за счет разницы цен и махинаций; мафиозный тип личности, коррумпированный чиновник и т. д.). С учетом преобладающих социальных ориентации некоторые исследователи выделяют следующие типы личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный.
   Нормативная и модальная личности никогда не совпадают, хотя имеют тенденцию к сближению. При этом первый тип является более статичным (постоянным), а второй — более динамичным, изменяющимся с изменением условий жизнедеятельности. Выделяют также маргинальный тип, к которому относятся индивиды, порвавшие со своей социальной средой, но не адаптированные к новым условиям.
   Вероятно, возможна типологизация личностей с учетом социально-профессиональной дифференциации общества и других элементов социальной структуры (личность врача, педагога, социального работника и т. д.). Так, личности социального работника должны быть присущи не только определенные профессиональные (знания, умения и опыт, статус (права), харизматические данные, личная привлекательность), но и духовно-нравственные качества. К числу последних относят: гуманистическую направленность, личную социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сочувствование), готовность понять других и придти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность. В свете сказанного, когда, как правило, личность понимается в положительном смысле, целесообразно выделение и личности антисоциальной. Это безответственный человек, причиняющий своей деятельностью ущерб другим, неспособный чувствовать свою вину, часто конфликтующий с окружающими и общественными институтами, склонный обвинять других и не извлекать уроков из ошибок, проявляющий нетерпимость и т. п. Такая модель поведения указывает на недостаточную социализацию и является одним из наиболее часто встречающихся личностных расстройств.

 
< Пред.   След. >