www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История Советской России (И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков) arrow Партийный диктат и культура
Партийный диктат и культура

Партийный диктат и культура

   1920-е гг. ознаменовали становление в Советской России разветвленной системы контроля за духовной жизнью интеллигенции. В 1921 г. появился Агитпроп ЦК РКП(б), в 1922 г. было учреждено Главное управление по делам литературы и искусства, в 1923 г. создана Главная репертуарная комиссия. Примером цензурной политики может служить запрет пяти опер из репертуара Большого театра, в том числе "Снегурочки", "Сказки о царе Салтане" за пропаганду монархических идей. Художественная литература подвергалась еще большей цензуре. Из 20 художественных объединений, дела которых рассматривались на комиссии по утверждению уставов за период с ноября 1922 г. по апрель 1923 г., утверждены были 4, утверждены с условием -7, решение отложено или отклонено - 9, запрещено- 1. С середины 1920-х гг. был наложен запрет на публикации А. Ахматовой, О. Мандельштама и других известных поэтов и писателей, при этом сами авторы находились под контролем ГПУ.
   Еще в 1921 г. ВЧК привлекла к ответственности за контрреволюционную деятельность большую группу видных представителей российской интеллигенции по делу "Петроградской Боевой Организации". Среди расстрелянных были известные ученые и писатели, в том числе В. Н. Таганцев и Н. С. Гумилев. Согласно постановлению Политбюро от 8 июня 1922 г. "Об антисоветских группировках среди интеллигенции" ГПУ получило право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и лидеров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также право надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномочиями, ГПУ активизировало работу в среде интеллигенции. В августе 1922 г. из России было выслано около 160 оппозиционно настроенных ученых и деятелей культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.). ГПУ в лице заместителя секретно-оперативного отдела Г. Ягоды в начале 1923 г. с удовлетворением констатировало, что "опыт последнего года доказал возможность успешной борьбы со стихией общественности и регулирования темпа и характера общественного движения".
   Высылка наиболее оппозиционно настроенных представителей интеллигенции за рубеж (в основном философов и обществоведов) не ослабила давление ГПУ на остававшихся в России. При этом нажим зачастую граничил с прямыми репрессиями. В конце 1924 г. был арестован известный поэт А. Ганин, а вслед за ним еще 12 человек, проходившие позднее по делу "Ордена русских фашистов". В марте 1925 г. Ганин и 6 его единомышленников были расстреляны за призывы к насильственному свержению советской власти, объявленной ими сектантской и антинациональной. В 1925 г. покончил жизнь самоубийством великий русский поэт С. Есенин, разочаровавшийся в прежде воспеваемых им идеях народной революции.
   В конце 1927 г. в СССР возникла Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), рассматривающаяся как "авангард революционной части трудовой интеллигенции". Ученые и представители технической интеллигенции, входившие в ВАРНИТСО, противопоставлялись старой интеллигенции, которая объявлялась реакционной и причастной к вредительству.
   В мае-июне 1928 г. состоялось Всесоюзное совещание при ЦК ВКП(б) по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства, которое констатировало, что развертывание культурной революции вызвало противодействие со стороны носителей буржуазной культуры. Совещание закрепило политический курс на борьбу с проявлениями мелкобуржуазных взглядов в искусстве.
   Основной удар репрессивных органов наносился в сфере общественных наук. Идеологически чуждые советской власти творческие союзы и организации закрывались, а члены их подвергались высылке в отдаленные районы. В 1928 г. были закрыты религиозно-философские общества "Воскресение", "Братство Серафима Саровского" и "Космическая Академия Наук". Религиозно-нравственные искания членов этих обществ были прекращены. Наряду с репрессиями против представителей Русской православной Церкви, подобные меры преследовали своей целью разрушение основ религии в Советской России.
   К этому же периоду относится "Дело Платонова". Знаменитый русский историк академик С. Ф. Платонов в середине 1920-х гг. занимал ряд крупнейших постов в системе академических учреждений, являясь с 1925 г. директором Пушкинского дома и Библиотеки Академии наук, возглавляя одновременно с 1926 г. Постоянную историко-археографичеекую комиссию. Противопоставление объективной исторической науки в трудах С. Ф. Платонова классовым схемам историка-марксиста М. Н. Покровского вызывало критику со стороны последнего, обвинявшего академика в классовом примиренчестве. Избрание в 1929 г. Покровского академиком Академии наук усилило их противостояние уже в стенах научного учреждения. Весной 1929 г. Покровский обратился с призывом к борьбе с "буржуазной" наукой: "Надо переходить в наступление на всех научных фронтах. Период мирного сожительства изжит до конца". В ноябре 1929 г. начались первые аресты ленинградских историков, и хотя Д. Б. Рязанов, Н. И. Бухарин пытались остановить этот процесс, он все больше приобретал политический характер. 9 ноября 1929 г. Платонова заставили подать в отставку со всех постов, а 12 января 1930 г. его арестовали. Аресту были подвергнуты и другие видные ученые, представители исторической школы Платонова и различных академических и краеведческих организаций. Арестованные академики были высланы из столиц в 1931 г. и лишены академических званий. С 1934 г. подверглась гонениям уже историческая школа М. Н. Покровского (умер в 1932 г.), которая была объявлена антимарксистской. Вершиной исторической науки была объявлена "История ВКП(б). Краткий курс". Одновременно проходят процессы над представителями технической интеллигенции. В отличие от репрессий творческой интеллигенции, эти процессы были вызваны не столько идеологическими, сколько экономическими причинами. Отсюда и более жесткий подход к технической интеллигенции и обществоведам по сравнению с отношением советской власти к деятелям культуры.
   Безудержная критика многих представителей творческой интеллигенции со стороны "пролетарских писателей и художников" побудила в 1925 г. ЦК РКП(б) даже взять ее "под защиту", опубликовав постановление о недопустимости "самодельного и некомпетентного вмешательства в литературные дела". Однако данное решение скорее одергивало левые творческие союзы, чем защищало традиционное искусство от пролетаризации. Постепенно и здесь, в среде многочисленных послереволюционных союзов, правящая партия наводила порядок, подчиняя государственному контролю литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт, Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств, редколлегию, журнала "На посту". Подобный подход в определенной мере защищал так называемых "попутчиков" (литераторов, сочувствовавших большевистским планам переустройства России, но не отказывавшихся от прошлого культурного наследия) от нападок рапповцев и близких им движений и позволял развиваться творческому процессу.
   1920-е гг. стали периодом расцвета советской культуры, соединившей в это время в себе революционные культурные идеи и традиции "серебряного" века. Появились такие разноплановые литературные произведения, как "Чапаев" Д. Фурманова (1923), "Железный поток" А. Серафимовича (1924), "Белая гвардия" М. Булгакова (1925), "Разгром" А. Фадеева (1926), "Чевенгур" А. Платонова (1926) и "Тихий Дон" М. Шолохова (1928 - 1 часть).
   В изобразительном искусстве плодотворно работали художники разных направлений - И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. М. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" (1925) с триумфом завоевывает экраны мира. Не менее значимыми были достижения в области театра, архитектуры, скульптуры и других видов искусств. Несмотря на нарастающий идеологический нажим, 1920-е гг. по праву вошли в историю России как время создания выдающихся произведений в различных областях культуры.

 
< Пред.   След. >