www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow История Советской России (И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков) arrow Завершение "культурной революции"
Завершение "культурной революции"

Завершение "культурной революции"

   "Культурная революция" изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Необходимо было поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность.
   Целевое финансирование, внедрение планового начала позволили СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. Начиная этот процесс с ликвидации безграмотности и малограмотности и закончив его созданием стройной образовательной системы от начальной до высшей школы, советская власть получила в дальнейшем необходимые научные и технические кадры, разрешив тем самым задачи, поставленные индустриализацией. Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Изменился и классовый состав студентов, среди которых 51,4% были выходцы из рабочих, а 16,5% - из крестьян. В преддверии принятия новой Конституции СССР, в которой планировалось снять ограничение прав граждан по классовому признаку, 29 декабря 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О приеме в высшие учебные заведения и техникумы" отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, и вводились обязательные для всех вступительные экзамены. С 1936 г. стали проводиться экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего образования. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" во всех вузах СССР были введены обязательные курсы "Истории ВКП(б)" и "Марксистско-ленинской философии".
   Серьезным преобразованиям подверглась и школьная система. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.
   С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, введены стабильные учебники и программы. Годом позднее в старших классах были введены переводные и выпускные экзамены. Школьная реформа наряду с продолжившейся кампанией по борьбе с неграмотностью позволила в основном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг отметки в 87,4%.
   Результатом образовательной реформы и процессов, связанных с "перерождением" буржуазных специалистов, стало формирование социалистической интеллигенции. Заслуживает особого внимания постановка и решение проблемы рецепции - восприятия и усвоения социалистической культурой духовных ценностей, созданных в прошлом или в иной национальной, социальной среде. Классовый подход в рецепции, доведение до логического конца тезиса "каждый класс имеет свою интеллигенцию", привел к значительному обеднению советской культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В Москве в 1930-е гг. были уничтожены Сухарева башня, Красные и Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Казанский собор, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские монастыри стали в 30-е гг. местами заключения. Разрушение памятников архитектуры было связано прежде всего с широкомасштабным строительством в Москве, население которой в начале 30-х гг. достигло 3 млн человек.
   Сооружались новые комплексы зданий, открывались музеи, театры, библиотеки, расширялась сеть охраняемых памятников культуры. Если в 1923 г. охранялось около 3 тыс. старинных зданий (1700 культовых сооружений), то в 1925 г. уже 6 тыс. (4600 культовых построек), а в 30-е гг. количество памятников только республиканского значения составляло около 1,5 тыс. Проводились и широкомасштабные реставрационные работы. В то же время практически недоступным стало русское искусство начала XX в. и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчиванию творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. М. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова, В. В. Кандинского. Жесткой критике за новаторство в музыке подвергся Д. Д. Шостакович и его опера "Леди Макбет Мценского уезда".
   Процессы закрепощения культуры, обозначившиеся во второй половине 20-х гг., получили логическое завершение в начале 30-х гг. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ликвидировались многочисленные творческие объединения, а их место заняли централизованные организации: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.) и республиканский Союз художников. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено, в созданном постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусства при Правительстве СССР. В 1938 г. на Главлит и Главрепертком возлагаются функции политико-идеологической цензуры. "Социалистический реализм" был провозглашен основополагающим принципом советской культуры. Контроль со стороны властей и навязывание идеологических догм в культуре привели к бюрократизации советской интеллигенции, к проникновению в советскую культуру догматизма, начетничества и других негативных явлений. Наряду с введением более жесткой цензуры стали чаще применяться меры поощрения. Учреждаются престижные Сталинские государственные премии, широко практикуется присвоение различных почетных званий, которые предоставляли их носителям существенные привилегии и льготы (заслуженный, народный артист республики, СССР, заслуженный деятель искусств, заслуженный деятель науки).
   Командно-административные методы руководства и стремление к немедленной отдаче затраченных средств задерживали теоретические и перспективно отдаленные научные исследования (теоретическая механика, атомная физика), создали благоприятную среду для процветания псевдонаучных направлений (T. Д. Лысенко в биологии, А. Г. Костиков в реактивной технике). Вместе с тем значительные успехи благодаря усиленному финансированию были достигнуты в области физиологии (И. П. Павлов), биологии (Н. И. Вавилов), математике (М. В. Келдыш), физике и электронике (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе), теории космических исследований и ракетной технике (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандлер). Мировую известность получили исследования дрейфующей станции "Северный полюс-1" (И. Д. Папанин), рекордные беспосадочные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова и В. С. Гризодубовой. Развитие науки и техники в предвоенное десятилетие хотя и носило прикладной характер, тем не менее выявило качественные изменения, позволяющие объединить экономическую мощь страны с ее научным потенциалом.
   Определенные достижения были и в области искусства. Музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковива, И. О. Дунаевского, картины и скульптуры В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, М. Б. Грекова и А. А. Пластова, архитектурные сооружения А. В. Щусева, фильмы "Путевка в жизнь" Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" братьев Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана, комедии Г. В. Александрова показывали, что и в условиях партийного диктата отечественная культура создавала образцы высокого искусства. В художественной литературе 30-х гг. появились произведения, пополнившие русскую культуру прекрасными образцами словесности и философских раздумий. М. Горьким был создан роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина", выходит "Поднятая целина" М. Шолохова, "Страна Муравия" А. Твардовского. Был написан, но скрыт "Реквием" А. Ахматовой. Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и запрещенные, написанные "в стол") обогатили русскую культуру.

 
< Пред.   След. >