www.StudLib.com
Студенческая библиотека
Студенческая библиотека arrow Политология (базовый курс) (М.Ю. Зеленков) arrow 2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти
2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти

2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти

   Любая общественная власть в процессе своего возникновения, развития и функционирования может по-разному оцениваться людьми. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти означает её легитимность.
   Термин легитимность возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер, который указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рациональнолегальный (бюрократический). Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии.
   Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории.
   Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями.
   В дальнейшем проблемой легитимности власти занимались многие ученый, каждый из которых, в зависимости от исходных условий, выделял те или иные типы легитимности.
   В настоящее время существует два подхода к определению критериев легитимности власти. Либерально - демократический, иногда его называют рационально - законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность. Сегодня легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.
   Понятие «легитимность власти» не равнозначно понятию «законность власти». Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политически нейтральный характер, второе - юридический и этически нейтральный.
   В современном обществе отношения политической власти исключительно многообразны, изменчивы, текучи, относительны. Для того, чтобы их упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сделать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.
   Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности, с другой. Оно возникает тогда, когда власть институализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
   Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения.
   Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти - президент, правительство, парламент, суд и прокуратура. Именно они выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами.
   Механизм власти, выражаясь в определённом типе политической власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая), действует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры и имеет свои специфические формы проявления, способы и методы властвования. Более того, разные формы проявления механизма властных отношений и придают, главным образом, отличительные черты тому или иному обществу, его политическим, экономическим, социальным и духовным отношениям.
   В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.
   Ядром механизма тоталитарной власти выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового типа, которая срастается с государством, концентрирует в себе реальную политическую власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции власти любых общественных организаций.
   К собственно политическим чертам тоталитарной власти относятся также наличие у неё мощного аппарата социального контроля и принуждения, массовый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера - главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом. В целом отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано», «Разрешено всё, что разрешено законом». Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократической властями. С тоталитарной властью её роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической - наличие автономных нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение элементов гражданского общества.
   По своей сущности авторитарная власть это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрезмерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности. Отношения этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё, кроме политики».
   Авторитарный тип власти самый распространённый в истории человечества. Он имеет множество разновидностей: монархическая власть; деспотические и диктаторские режимы; военные хунты; популистские системы власти и др.
   Механизм функционирования авторитарной власти опирается (потенциально и реально), прежде всего, на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого.
   Демократическая власть - воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, и представительства - в масштабах всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом, либо каким-нибудь особым институтом.
   В основе механизма функционирования демократической власти лежит принцип её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также выработанная конституционным правом эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях этих трёх ветвей власти. Именно так трактует эту проблему принцип разделения властей, сформулированный французским мыслителем Шарлем Монтескье и впервые нашедший своё законодательное закрепление в действующей до сих пор Конституции США 1787 г. Ныне этот принцип в той или иной форме закреплён в большинстве стран мира.
   Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. Отношения между народом и его представителями во властных структурах строятся на основе доверия, контроля, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Основной принцип демократического общества: «Разрешено всё, что не запрещено законом».
   Таким образом, власть как социальный феномен - одно из фундаментальных начал развития и функционирования человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей.

 
< Пред.   След. >